Текст песни Бах - Партита для скрипки соло №2 pе минор. Часть 5-я - Чакона

Исполнитель: Бах


Чакона - инструментальная пьеса, популярная в эпоху барокко. Изначально была быстрым испанским народным танцем. Как и сарабанда и другие народные темы, попав в академическую музыку замедлилась и стала трагичной.

В своих 3 партитах и 3 сонатах для скрипки соло великий мастер полифонии ставит перед собой почти невыполнимую задачу – написать четырехголосную фугу для сольного струнного инструмента, пренебрегая всеми техническими ограничениями, налагаемыми самой природой инструмента. Вершина баховского величия, прекрасный плод его вдохновения – знаменитая чакона (из партиты № 2), цикл вариаций для скрипки, который биограф Баха Ф.Шпитта характеризует как «торжество духа над материей». Скрипач существует до или после "Чаконы" Баха. Среди его сольных сонат и партит "Чакона" - чудо из чудес.

Из всей инструментальной музыки Баха, может быть, только самые величественные органные прелюдии и фуги сравнимы с Чаконой. Одна из особенностей Чаконы в том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а басовая тема. Она как бы программирует своим "басовым характером" тридцать вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного исполнения ее скрипачом.

Бах потерял Марию-Барбару и двоих детей и написал Чакону. Прислушайтесь к неумолимости, неотвратимости судьбы. Ведь все мы умрем. И попробуйте услышать, как он вот здесь, в первой части, меняет регистр для создания иллюзии нескольких скрипок, ведущих диалог друг с другом. Они создают то многоголосие, которое звучит в каждом человеке, во всех нас. Некоторые из этих голосов примут смерть, другие - нет.
"Чакона", может быть, это некая текучая, умножающаяся тональная действительность, которой никогда не будет конца. /.../ Тоска по Божественному. По тому, чего никогда не сможет вместить физическая форма./.../ Вторая часть в мажоре. Милосердная. Глубокое горе./.../ Послушайте-ка: утешение звучит почти торжествующе. Он заставляет скрипку звучать как трубы.
Потом начинается тихая, глубокая радость. С множеством пауз, создающих чувство меланхолии. Он примирился со смертью. И кажется, что уже все. Но это не все. Нечто большее ожидается впереди. С двести первого такта ввысь начинает подниматься космический корабль. Вторая часть заканчивается пассажами арпеджио, как и первая часть. А теперь послушайте начало третьей части.
Мы снова в тональности ре-минор. Это тот же аккорд, который Брамс использует в своем первом концерте для фортепьяно, во вступительной теме. "Чакона" преломляется через всю классическую музыку. Мы приближаемся к двести двадцать девятому такту, где Бах использует бариолаж, он балансирует между открытой струной ля и возникающими на струне ре звуками. Одновременно слезы и мощь. Возвращается смерть из первой части, но теперь в свете утешения, и торжества, и успокоения сердца из второй части. Это музыка, которая вырывается из помещения. Это такой способ жить, когда смерть все время рядом, и тем не менее всегда много сил, энергии и сострадания. Послушайте вот это: начиная с двести сорок первого такта и дальше. Это сама смерть, просветленная сознанием. Бах не просто говорит, что можно пройти с открытыми глазами через смерть. он сам это делает - в своей музыке делает это. В чем тут секрет? Вот это я и хотел спросить."

Другие песни этого исполнителя




Copyright © 2016-2024, "Тексты песен"

Обратная связь

Права на тексты песен, а также их переводы принадлежат их авторам. Все тексты и их переводы представлены исключительно для ознакомления.